Основная сложность, с которой приходится столкнуться при организации транспортировки ГСМ (Горюче-смазочных материалов) и прочих нефтепродуктов является их повышенная пожароопасность. Поэтому на первое место выходят правила перевозки нефтепродуктов.
Транспортировка нефтематериалов на практике выполняется следующими способами:
Среди всех перечисленных вариантов автомобильный транспорт имеет важное преимущество перед остальными. Например, перевозка бензовозом ГСМ возможна в любые города и населённые пункты, что существенно расширяет возможности в плане логистики.
Классификация опасных грузов на основе нефти осуществляется по нескольким критериям. Наиболее часто используется характеристика агрегатного состояния продукции. Исходя их этого, нефтепродукты бывают:
Если говорить, например, о правилах автомобильных перевозок нефтепродуктов, то они строго регламентируют типы категорий, которые допускаются к транспортировке таким способом. К ним относятся:
Группа | Продукция |
Топливо и нефтепродукты в жидком состоянии | Дизель, бензин, авиационный керосин, топливо для реактивных двигателей, битум |
Масло | для промышленных нужд, масло для двигателей, трансмиссий, изоляционное (для электроустановок), гидравлическое и другие |
Продукты высокой консистенции | Смазка для консервации |
Нефтепродукты в твердом состоянии | Парафин |
Грузоперевозки тягачами возможны прежде всего для жидких и твердых нефтепродуктов. Газ также может перевозиться автоцистернами, но в сжиженном состоянии.
Опасные грузы относятся к особым типам веществ, которые вследствие своих физических и химических свойств требуют специального обращения. Грузоперевозка таких материалов должна выполняться подготовленным транспортом и персоналом.
Все виды нефти и жидких нефтематериалов (бензин, дизельное топливо и т.д.) классифицируются как опасные. Вследствие их физических свойств они оказывают токсическое воздействие на человека и окружающую среду. Некоторые из них, например, бензин, керосин или разные классы растворителей, можно определить как особо опасные. Для отравления человеку достаточно вдохнуть небольшое количество паров. А в масштабах доставки подобных грузов цистернами любое нарушение правил безопасности сулит катастрофой. Именно для этих целей разработаны правила перевозки нефти и нефтепродуктов, а также требования ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов).
Для организации безопасного перемещения таких веществ, как жидкие нефтепродукты, разработаны специальные нормы. Все они объединены под общим названием – правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом.
Для выполнения транспортировки жидких нефтепродуктов используется специальный вид ТС – автоцистерны.
Согласно правилам перевозки нефтепродуктов автоцистернами можно выделить следующие основные требования к таким транспортным средствам:
Полный свод правил описан в ГОСТ 33666-2015. "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования".
Правила перевозки ГСМ и опасных грузов автомобильным транспортом также регламентируют подбор кандидатов на управление автоцистернами. Таким образом, водители должны обязательно пройти специальное обучение, в ходе которого:
По завершению курса выдается удостоверение и допуск к управлению автоцистернами.
Перед каждым выездом на маршрут водитель дополнительно проходит инструктаж. Согласно ДОПОГ, перевозить опасные нефтепродукты могут только кандидаты, прошедшие медицинское обследование и имеющие трехлетний непрерывный стаж управления таким ТС.
Дизельное топливо, также известное как солярка, тоже относится к опасным жидким нефтепродуктам. Правила перевозки дизельного топлива аналогичны и включают следующие пункты:
Если дизель транспортируется ограниченной партией и помещён в контейнер, предусмотренный ГОСТ 1511/85, допускается его перевозка обычными грузовыми ТС. Перевозка ГСМ без ДОПОГ возможна только в объёме до 60 литров.
Такая нефтепродукция как бензин относится к третьему классу опасности и представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость. Транспортируется, в том числе, согласно требованиям ГОСТ 33666-2015 и ДОПОГ.
Правила перевозки ГСМ автомобильным транспортом:
(Источник: http://трансавтоцистерна.рф/uploadedFiles/images/dopog2017.jpg)
Перевозка ГСМ в городах с численностью населения более 100 тыс. ограничена. Нахождение цистерны в заповедниках, природоохранных территориях, местах отдыха людей и их скопления запрещено.
Основные особенности перевозок битума описаны в таблице:
Класс опасности жидкого битума по ДОПОГ | 3 и 9, горючий материал |
Требования к битуму | Загрузка и перевозка в жидком состоянии. Критически важно недопущение перегрева, остывания, затвердевания. |
Автоцистерна | Наличие внутренних перегородок. Теплоизоляционный слой стенок. Контроль нагрева паровой системы |
Загрузка и разгрузка | Только наливным способом, через самотек смолы |
Рабочая температура битума | около 180 градусов |
Основным документом для перевозки подобных материалов является договор между владельцем топливозаправщика (перевозчиком) и грузовладельцем. Он дополняется накладной местного или международного образца.
Документы также дополняют:
инструкция – порядок действий при возникновении внештатных ситуаций.
Правила перевозки грузов ГСМ автомобильным транспортом также предусматривают наличие сертификата, паспорта качества продукции.
Нормы грузоперевозок опасных материалов – это основа безопасной логистики. Без их соблюдения автоцистерна превращается в большую опасность для всех вокруг. А самому грузоперевозчику пренебрежение безопасностью грозит не только юридической ответственностью по законам РФ, но и потенциально большими материальными убытками. Это стоит помнить, планируя следующий маршрут или приобретая б/у автоцистерны.
Завод БОНУМ производит и предлагает российским и зарубежным грузоперевозчикам высококачественные, соответствующие всем техническим нормам и правилам автоцистерны для перевозки ГСМ и жидких нефтепродуктов. В том числе у нас вы можете приобрести:
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО "БОНУМ" не несет ответственности за действия третьих лиц.